Интервью с Карлосом Мугиро, куратором ретроспективы Ver Sin Vertov ( Без Вертова ) в La Casa Encendida, Мадрид, Испания. 


Карлос Мугиро: - Если я не ошибаюсь, ваш отец работал главным редактором студии в Киеве. Вы помните, что он делал? Вы приходили иногда на студию? Как это повлияло на ваш выбор профессии?

Андрей Загданский: - Да, мой отец был главным редактором студии. И казалось, что все кто приходили в наш дом в Киеве говорили только о кино. Я помню запах обработанной пленки в коридорах студии, когда я был ребенком. И мне всегда хотелось, чтобы этот запах присутствовал и в моей "взрослой" жизни.
Ну и конечно же, мой отец был категорически против моего выбора профессии. 

КМ.: - После конференции "Наследие Вертова и Флаэрти" в Риге ( сентябрь 1990 ) Скотт МакДоналд пишет: " На меня произвели наибольшее впечатление фильмы Виктора Коссаковского, Андрея Загданского и Артура Пелешяна". Считаете ли вы себя частью традиции неигрового кино? Я имею в виду революционных советских кинематографистов двадцатых годов.

АЗ.: – Мне всегда интересно исследовать тонкую грань между игровым и неигровым кинематографом. Я отлично отдаю себе отчет, что элементы "игрового" характера присутствуют в каждом "неигровом" фильме. И вероятно, эта осведомленность - часть моей эстетики.
Я уважаю концепцию прямого документа ( “direct documentary” ) и мне нравятся многие фильмы сделанные в этой эстетике, ( которая кажется сейчас доминирующей на Западе ), но это не мой стиль, не мой метод.
Что касается революционных советских кинематографистов двадцатых годов, то я сомневаюсь, что у меня есть с ними что-то общее.

КМ.: - Я подумал о сюрреализме, Бюнуэль и прочее. В "Толковании сновидений" есть замечательная провокационная игра со зрителем, которая подтолкнула меня к этой связи. Вам близок сюрреализм?

АЗ.: - Буду воспринимать это как комплимент. Луис Бюнуэль мой любимый автор в кино.

KM.: - Как родился фильм «Толкование сновидений»? Как долго вы работали над фильмом? Каким был процесс? Это был ваш первый проект после театрального института? 

АЗ.: - «Толкование сновидений» был не первый фильм после института, но первый полнометражный фильм. 
Я приступил к работе с очень слабым сценарием. Пo разным финансовым соображениям для того, чтобы наша маленькая компания «Четверг» выжила, нам надо было приступить к работе над фильмом, не взирая ни на что. Я полностью переписал сценарий во время подготовительного периода - такое бывает не редко. Два главных принципа легли в основу моей концепции. Первая, визуально фильм будет начинаться моим «личным» кинематографическим сном - фильм братьев Люмьер «Прибытие поезда» 1895 год - начало кинематографа. Вторая, звуковой ряд картины - мой воображаемый разговор с доктором Фрейдом. Фрейд опубликовал свой фундаментальный труд «Толкование сновидение» в 1896 году – начало психоанализа. 
Два месяца я не отрываясь читал работы Фрейда и столько же времени провел в кино архивах. Мой друг и редактор Юрий Макаров очень мне помогал. 
И нам повезло. Мы договорились с австрийским телеканалом ORF о совместном производстве. Они организовали наши съемки в квартире Фрейда в Вене и приобрели для фильма уникальный архивный материал. Вся работа заняла я думаю около восьми месяцев. 

KM.: - Как вам удалось получить доступ к работам Фрейда? Его книги были разрешены в Советском Союзе? Вы чувствуете его влияние в других ваших работах? 

AЗ.: - Работы Фрейда публиковались в Союзе до 28/29 годов. И во всех больших научных библиотеках, в так называемых «специальных» фондах, закрытых для общей публики, были его книги Как студент кино вуза и как кинематографист я мог получить доступ в эти специальные фонды. Я никогда не читал его работ после того как закончил фильм. Но я читал его переписку с Юнгом и Сабиной Шпильрайн. И очень хотел в свое время сделать фильм об этом треугольнике, но мне никогда не удалось найти заинтересованных партнеров. С тех пор несколько фильмов было сделано об этой поразительной истории. 

KM.: - Являются ли ваши последние фильмы «картой» вашего персонального опыта? Вы ведете кино дневник, подобно Йонасу Мекасу? Как вы подходите к созданию фильмов? 

АЗ.: - В определенной степени любой фильм является «картой» персонального опыта. Вопрос лишь в степени. «Шесть дней» результат моего личного опыта в самом прямом смысле - что я видел и чувствовал в Манхэттене в первые дни после террористической атаки 11 сентября. 
«Вася» - фильм о художнике и судьбе, и здесь всегда возможны аналогии. 
Я действительно веду видео дневник. Вопрос лишь в том, смогу ли я быть настолько смелым и решительным, чтобы превратить это в фильм. 

КМ.: - Как вы понимаете взаимоотношения со зрителем? Неигровое кино, по вашему мнению, должно быть бунтом против системы? 

АЗ.: - Неигровое кино может быть чем угодно, в том числе и бунтом против системы. Когда вы живете в тоталитарном обществе, и ваши возможности ограничены, бунт против системы кажется хорошим выбором. 

.: - В Соединенных Штатах вы сделали «Васю». Вас интересует идея изгнанника? У вас бывает самоощущение изгнанника? 

АЗ.: - Я никогда так о себе не думаю. Но я отдаю себе отчет, что у меня композитная самоидентификация. 

KM.: - Раз уж мы заговорили о чувстве родной земли… Александр Довженко умер в 1956 году, пятьдесят лет назад. Вы видели его фильмы в молодости. Был ли он популярен среди зрителей? 

АЗ.: - Александр Довженко был канонизированным советским кинорежиссером-святым, что-то обязательное из истории советского кино. Серьезно цензурированный и приукрашенный пропагандой. И от этого дистантный и скучный. Обидно. Годы спустя, когда я посмотрел его «Землю» без всякого мятежного предубеждения, я открыл для себя большой фильм, красивый и смелый. Но это было уже мое личное открытие и я ничем не обязан моим бывшим учителям.

Июнь 2005, Мадрид - Нью-Йорк

       

Можно писать нам:
info@azfilms.us

Или же можно написать Андрею:
andrei@azfilms.us

Еще одна возможность:

1.201.947.7755 10am - 5pm EST 

Пожалуйста, никогда не посылайте нам никаких материалов, если у нас не было с вами предварительной договоренности.

Спасибо.

Interview with Carlos Mugiro, the curator of a documentary retrospective Ver Sin Vertov (Without Vertov) La Casa Encendida, Madrid, Spain


Carlos Mugiro: - If I'm not wrong, your father worked as editor in Kiev. How do you remember his work when you were a child? Did you go sometime to the studio? Had he any influence in your vocation? 

Andrei Zagdansky: - Yes, my father was editor-in-chief of a film studio. And it seems that all the people who used to come over to our place in Kiev talked about films. As a kid visiting the studio, I remember the smell of newly developed film. I wanted this smell to be a part of my grownup life. 
And of course, my father strongly opposed my career choice. 

CM.: - After the meeting "The Legacy of Vertov and Flaherty" in Riga (September 1990), Scott McDonald wrote: "I was particularly impressed with the films of Victor Kossakovsky , Andrei Zagdansky and Arthur Peleshian". Do you consider yourself as a part of a non-fiction tradition? I talking specially about the revolutionary Soviet filmmakers of the twenties? 

AZ.: – I’ve been always interested in exploring this thin border line between fiction and non-fiction in film. I am very aware of the fictitious element in any non-fiction film, and this awareness is probably part of my aesthetics. 
I have a great deal of respect for “direct documentary” which appears to be a predominant mode in non-fiction film in the United States and very talented filmmakers who work in this direction, but this is not my cup of tea. 
As for the revolutionary Soviet filmmakers of the twenties I doubt I have any real affinity with them. 

CM.: - I'm also thinking in Surrealism (Buñuel and so on). There's a fascinating idea of provocation to the spectator in your film The interpretation of Dreams that makes me think in that relationship. Do you feel close to Surrealism? 

AZ.: - I take this one as compliment. Lois Buñuel is my all time favorite film maker/ auteur. 

CM.: - What was the genesis of The Interpretation of Dreams? How long did you take the making of the film? How was the process? Was your first project after leaving the Institute of the Arts? 

AZ.: - “Interpretation of Dreams” was not my first project, but my first feature documentary. 
I went into production with a very weak script. For financial reasons if we wanted our little production company to survive, we had to move it into production no matter what. I rewrote the script during preproduction – not a very uncommon occurrence – based on two major concepts: Soundtrack is my imagined conversation with Dr. S. Freud. Visually film is a journey in time starting from the invention of the cinema - Br. Lumieres’ “Arrival of a Train at La Ciotat” – 1895. 
Of course, Sigmund Freud published his ground breaking Interpretation of Dreams in 1896. 
It took me two months of frantic reading - Freud’s works, and no less frantic researching - archival footage, to finish the script. I remember my friend and story editor Yuri Makarov was very helpful. 
And of course we were lucky to strike a deal with ORF (Austrian TV). They arranged for our shoot in the Freud’s apartment in Vienna and some essential archival footage. I think the film was completed in eight months. 

CM.: - How did you have access to Sigmund Freud's ideas? Were his books allowed in the Soviet Union? Do you find his influence in other of your films? 

AZ.: - Freud’s works were published in the Soviet Union before 1928/29. And some big libraries had these works in so called “special”, closed to general public, funds. As a film student and later as a filmmaker I could get access to these funds. 
I think I never read Freud’s works after this. 
But I read Freud’s correspondence with Carl Jung and Sabina Spielrein. 
I even planned to make a film about this curious triangle, but never succeeded in raising production funds. Of course, since that a number of films about this amazing story were made. 

CM.: - Are your latest films, in some way, a map of your own personal experience? Do you keep any kind of filmed diary, similar to those shot by Jonas Mekas? What's your idea of filmmaking? 

AZ.: - In a way every film is a map of a personal experience. The distinction is only to what degree. “Six Days” is a result of my personal experience in the most direct way – what I saw and felt in New York City after the September 11th attack.

“Vasya” is a film about an artist and his fate, and one can draw numerous parallels. I do keep video diary, the question is when I am brave and resolute enough to turn all this into a film. 

CM.: - How do you understand the relation with the spectator? Non-fiction is, in your opinion, a subversive form of art? 

AZ.: - Non-fiction can be everything, including subversion. If you live in totalitarian society your options are very limited, and subversion seems like a right choice. 

CM.: - In the United States you have directed Vasya. Are you interested in the idea of exile? Have you ever had that feeling of exile? 

AZ.: - I’ve never thought of myself as an exile per se, but I am aware of my composite identity. 

CM: - Talking about the feeling of the native land: Alexander Dovzhenko died in 1956, fifty years ago. Did you see his films when you were young? Was his name popular among the spectators and filmmakers? 

AZ.: - Alexander Dovzhenko was an appointed Soviet Filmmaker Saint, a “must” in film history. Heavily censored and polished by the communist propaganda machine. Thus - distant and somewhat boring. This is a shame. Years later when I saw his “Earth” without any rebellious prejudice, I discovered a major work of art, beautiful and brave. But that was my personal discovery and I owe nothing to my former teachers.

June 2005, Madrid - New York

       

You can reach us  at:
info@azfilms.us

or you can reach Andrei at:
andrei@azfilms.us

Another possibility:
1.201.947.7755 10am - 5 pm EST

Please, no unsolicited materials in the mail.

Thanks!